Вторник, 12 Декабря 2017

Роман Мальцев, главный специалист правового отдела Департамента по жилищной политике администрации, г. Волгоград.

Негативной тенденцией последнего десятилетия является увеличение числа самозахвата жилья - вселения лиц, не имеющих каких-либо законных оснований для проживания в жилом помещении. Анализ судебной практики показывает, что в действующем законодательстве существуют пробелы в части процессуального и материального регулирования рассматриваемых правоотношений. Изменить ситуацию помогут поправки в законодательные акты.


Вопросы правового регулирования


В случае самозахвата особенно важно в кратчайшие сроки освободить незаконно занятые жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов для их последующего предоставления гражданам. При этом правовое регулирование выселения из незаконно занимаемого объекта недвижимости в законодательстве отсутствует. Действующий ЖК РФ не содержит соответствующих норм (заметим, в ст. 99 ЖК РСФСР было прямо предусмотрено, что лица, самоуправно занявшие жилое помещение, выселяются без предоставления им другого жилого помещения).

В настоящее время для подачи иска о выселении приходится использовать аналогию закона. Это порождает множество вопросов о соотношении гражданского и жилищного законодательств, приводит к противоречиям в правоприменительной практике. Отсутствие четкого правового регулирования порождает возмущение в обществе даже при правомерном выселении по решению суда.

Материально-правовым основанием для подачи иска о выселении является ст. 301 ГК РФ, предусматривающая, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

При установлении факта самовольного занятия жилого помещения для обеспечения доказательственной базы в судебном заседании необходимо составление акта обследования жилого помещения.

Вместе с тем управляющие организации и товарищества собственников жилья, в управление которым сейчас передается большинство многоквартирных домов, самостоятельно не осуществляют проверку фактического проживания граждан в жилых помещениях и не составляют акты обследования жилых помещений. Такая обязанность УК и ТСЖ действующим законодательством не предусмотрена.

Указанный пробел в законодательстве требует устранения. В статью 161 ЖК РФ необходимо внести изменения, которые позволят наладить координацию и взаимодействие между органами местного самоуправления, УК и ТСЖ по своевременному выявлению фактов самовольного вселения граждан в жилые помещения.


Законодательные инициативы


Особенно важным представляется сокращение сроков освобождения незаконно занятых жилых помещений путем выселения граждан.

По действующему законодательству выселение граждан в такой ситуации возможно только в судебном порядке. Однако так было не всегда. Ранее ЖК РСФСР допускал внесудебное выселение лиц, самоуправно занявших жилое помещение, в административном порядке с санкции прокурора (ст. 90). Таким образом, законодателем была предусмотрена ускоренная процедура выяснения обстоятельств заселения жилых помещений и последующего выселения. Это прежде всего сокращало сроки проживания самовольщиков после установления соответствующего факта и не позволяло соседям "брать пример".

После составления сотрудниками ЖЭУ, ДЭЗа акта обследования, выявления факта отсутствия ордера на жилое помещение, сверки картотеки отдела регистрационного учета МВД пакет документов передавался в прокуратуру района для санкционирования. Как правило, при санкционировании выселения в течение одного месяца с момента установления факта самозахвата происходило фактическое выселение граждан и освобождение жилых помещений.

Стоит отметить, что в 90-е годы XX века стали возникать правовые коллизии по вопросу о порядке выселения. В результате применения ст. 90 ЖК РСФСР сложилась практика выселения граждан в административном порядке с санкции прокурора. Между тем Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик устанавливали, что договор найма при отсутствии согласия нанимателя может быть расторгнут только судом. Наличие в законодательстве прямо противоположных норм нарушало конституционный принцип единства законодательного регулирования на всей территории РФ.

Постановлением КС РФ от 05.02.1993 N 2-П обыкновение правоприменительной практики выселения граждан из самоуправно занятых жилых помещений в административном порядке только с санкции прокурора, без возможности последующего обращения в суд, было признано не соответствующим Конституции РФ. КС РФ указал: "Отсутствие закона о внесении изменений в ст. 90 ЖК РСФСР препятствует соблюдению положений Конституции РФ о принципе разделения властей, об обязанности государства обеспечивать равную защиту всех форм собственности, о равенстве всех перед законом и судом, о праве каждого защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону, о праве на судебную защиту. В связи с этим Конституционный Суд считает необходимым обратиться в Верховный Совет Российской Федерации с предложением о внесении соответствующих изменений в жилищное законодательство".

Как видим, административный порядок выселения мог бы быть сохранен при наличии внесенных изменений в ст. 90 ЖК РСФСР, устраняющих противоречия с Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик, однако данные изменения внесены не были, законодательной инициативой ВС РФ не воспользовался.

В настоящее время законодательная процедура выселения граждан из самовольно занятого жилья требует не менее семи месяцев, что позволяет гражданам беспрепятственно незаконно пользоваться жилым помещением и коммунальными услугами. Причем это расчетно-минимальный срок. При выселении требуется:

- два месяца на рассмотрение дела в суде (ст. 154 ГПК РФ);

- два месяца на получение судебного решения и рассмотрение кассационной жалобы на решение суда (ст. ст. 119, 348 ГПК РФ);

- месяц на возвращение гражданского дела из кассационной инстанции и выдачу исполнительного листа (ст. 428 ГПК РФ);

- два месяца на окончание исполнительного производства по принудительному выселению (ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

Практика показывает, что столь "идеальный" сценарий по срокам не соответствует реальности. К указанным выше срокам нужно добавить время на назначение и рассмотрение дела в суде первой инстанции, возможность несвоевременного изготовления и выдачи решения суда, исполнительного листа, несоблюдение судебными приставами-исполнителями предельных сроков совершения исполнительных действий и окончания исполнительного производства. В совокупности все указанное приводит к увеличению срока еще на 2 - 3 месяца.

При этом граждане, которые самовольно заняли помещение, в течение 9 - 10 месяцев спокойно живут в нем, не оплачивая коммунальные услуги, не внося плату за наем жилья. Более того, до совершения судебными приставами-исполнителями исполнительных действий по выселению и окончанию исполнительного производства органы госвласти и местного самоуправления не могут предоставить данное жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку оно фактически не является свободным.

Это особенно актуально в связи с поправками в ГПК РФ (Федеральный закон от 09.12.2010 N 353-ФЗ "О внесении изменений..."). В частности, с 01.12.2012 в соответствии со ст. ст. 320, 321 ГПК РФ срок обжалования решения суда первой инстанции увеличивается с 10 дней до одного месяца. Кроме того, в силу ч. 1 ст. 327.2 ГПК РФ районный суд, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд рассматривают поступившее по апелляционным жалобе, представлению дело в срок, не превышающий двух месяцев со дня его поступления в суд апелляционной инстанции.

Таким образом, по сравнению с действующей редакцией новые нормы ГПК РФ увеличивают срок рассмотрения соответствующей апелляционной жалобы, вступления решения суда в законную силу с одного до двух месяцев. Указанные изменения законодательства приведут к увеличению общего срока выселения граждан из самовольно занятого жилья до 11 - 12 месяцев, что, безусловно, не соответствует принципу осуществления правосудия в короткие сроки и требует изменения. Получается, право на судебную защиту фактически легализует возможность не выселяться из самовольно занятого помещения очень длительное время.

Полагаем, что в первую очередь необходимо дополнить ст. 90 ЖК РФ частью 3 следующего содержания: "Лица, самоуправно занявшие жилое помещение, выселяются без предоставления им другого жилого помещения. Рассмотрение искового заявления о выселении судом производится в десятидневный срок в порядке, установленном процессуальным законодательством РФ".

Указание сокращенного срока будет соответствовать норме ч. 3 ст. 154 ГПК РФ, предусматривающей, что федеральными законами могут устанавливаться сокращенные сроки рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел. Обоснованием такого срока является также возможность предоставления всех необходимых доказательств по делу в течение короткого периода времени.

Так, при рассмотрении данной категории гражданских дел в суде устанавливается отсутствие либо наличие законных оснований для вселения в жилое помещение. Ранее вселение граждан в жилые помещения производилось на основании выдаваемого местными исполнительными комитетами (администрациями) ордера, который был единственным основанием для вселения (ст. ст. 42, 47 ЖК РСФСР). Сейчас в соответствии со ст. ст. 49, 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилье по договорам социального найма предоставляется на основании решений органа местного самоуправления.

Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (ст. 99 ЖК РФ).

Документы, подтверждающие факты выдачи ордеров, заключения договоров найма жилых помещений, хранятся в органах государственной власти, местного самоуправления и предоставляются суду данными органами при подаче искового заявления, в связи с чем не требуется дополнительного времени для истребования указанных доказательств по делу и законодательно может быть сокращен срок рассмотрения данной категории дел в суде первой инстанции.

Целесообразно внесение изменений и в части сроков совершения исполнительных действий по принудительному выселению.

Частью 2 ст. 36 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом. Указанная статья может быть дополнена п. 4.1: "Содержащиеся в исполнительном документе требования о выселении лица, самоуправно занявшего жилое помещение, должны быть исполнены в течение пятнадцати дней со дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов".

Отметим, что согласно установленным законодательством срокам с момента вступления решения суда в законную силу до поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов проходит более одного месяца. Указанный срок представляется достаточным для самостоятельного исполнения гражданами вступившего в силу решения суда.


Внесудебный порядок


Учитывая общую загруженность судов общей юрисдикции, представляется возможным законодательно предусмотреть внесудебный порядок выселения самовольщиков.

Законодательство любой страны должно соответствовать существующим реалиям, изменяться и совершенствоваться в зависимости от происходящего в обществе в целом.

Защита прав собственника жилого помещения от незаконного занятия последнего гражданами без каких-либо законных оснований не должна осуществляться в течение 9 - 11 месяцев. Такой срок объективно слишком длителен и отражает несовершенство существующего механизма защиты права собственности.

В мотивировочной части Постановления КС РФ от 05.02.1993 N 2-П указывалось: "Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, которые согласно Постановлению ВС РФ от 14.07.1992 применяются на территории Российской Федерации, установили, что договор найма жилого помещения при отсутствии согласия нанимателя может быть расторгнут только судом (ч. 1 ст. 90). Следовательно, исключена возможность административного порядка расторжения договора найма жилого помещения и выселения лиц, проживающих в домах, грозящих обвалом, с санкции прокурора". В настоящее время Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ утратили силу, аналогичная правовая норма действующим законодательством прямо не предусмотрена.

Дискуссионным остается вопрос о санкционировании прокурором выселения граждан. Дело в том, что с изменением законодательства, прежде всего Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и УПК РФ, институт прокурорских санкций значительно уменьшен и применяется только в уголовно-процессуальном праве.

В рамках гражданского законодательства основой деятельности прокуратуры является надзорная деятельность по реализации правозащитных функций по обеспечению прав и свобод граждан, сохранение в стране единого правового пространства.

Изложенное отнюдь не означает, что при утверждении внесудебного порядка выселения граждан прокурор не будет участвовать в правоприменительной практике. В статье 1 Закона N 2202-1 прямо предусмотрено, что прокуратура может выполнять и иные функции, установленные федеральными законами, участвовать в правотворческой деятельности.

Учитывая все вышесказанное, полагаем необходимым внесение предлагаемых изменений в действующее законодательство РФ, разработку механизма внесудебного выселения граждан, самоуправно занимающих жилые помещения, что будет способствовать своевременному пресечению незаконных действий.

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Вам необходимо зарегистрироваться, чтобы оставлять свои отзывы на сайте.

Опрос

Как Вы оцениваете работу РКЦ?
Отлично - 9.8%
Хорошо - 12.2%
Удовлетворительно - 68.4%
Мне не важно - 9.6%

Всего голосов: 912