Пятница, 20 Октября 2017
Можно ли оплатить денежные средства, выставленные по квитанции/счету за услуги ЖКХ в пользу поставщиков услуг (МУП Водоканал г. Хабаровска, ЗАО "ДГК" и др.) минуя Расчетно-кассовый центр г. Хабаровска?

Пример: Крупная телефонная компания, кроме продажи телефонов, аксессуаров и подключением и сопровождением абонентов, еще и занимается приемом платежей. Хотим принимать платежи в пользу ЖКХ через наши офисы продаж. Есть договоренности/договоры с платежной системой, проводящей платежи на лицевые счета абонентов, о возможности проведения денежных средств минуя договорные отношения между платежной системой и РКЦ (универсальный шлюз оплат, для которого нужны только реквизиты компании, в данном случае РКЦ). Платежная система готова проводить такие операции. То есть, человек приходит с квитанцией в один из наших офисов продаж, предъявляет квитанцию и оплачивает, к примеру за электроэнергию, напрямую поставщику услуг, минуя РКЦ г. Хабаровска. А.Г., Хабаровск

Ответ: Согласно п. 2 ст. 162 ЖК РФ, «по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме …) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по  содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам. При этом собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. Из приведенных положений можно сделать вывод о том, что действующим законодательством установлены требования о том, что при наличии управляющей организации, осуществляющей управление общим имуществом многоквартирного дома, плата за жилое помещение и коммунальные услуги должна поступать от потребителей (собственников, нанимателей) именно в эту управляющую организацию.

Именно управляющая организация  является основным заказчиком услуг, выполняемых МУП г. Хабаровска «РКЦ» в части организации  работы по начислению, сбору, обработке и проведению платежей населения  за жилое помещение и коммунальные услуги и по внесению изменений в исходные данные, по проведению работы с населением и т.д.

МУП г. Хабаровска «РКЦ» не имеет свои кассы и не осуществляет прием платежей населения за жилое помещение и  коммунальные услуги.

Прием платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, в соответствии с заключенными договорными отношениями, осуществляют банки и отделения ФГУП «Почта России»  УФПС России по Хабаровскому краю в г. Хабаровск  (почта).

С 1 января 2010 года вступает в силу Федеральный закон от 3 июня 2009 года №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Закон № 103-ФЗ), который предусматривает право приема на отдельный банковский счет платежного агента платежей от физических лиц за услуги, поставщиками которых признаются, в том числе, управляющие организации.

Так, согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях указанного Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Оператором по приему платежей (платежным агентом) в рамках Закона №103-ФЗ признается юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

При этом п. 14 ст. 4 Закона №103-ФЗ предусмотрено, что платежный агент при приеме платежей обязан использовать отдельный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

Помимо перечисленных требований, платежный субагент обязан также соблюдать запрет, установленный  п. 10 ст. 4 Закона №103-ФЗ о том, что платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Исходя из изложенного, а также из того, что Закон №103-ФЗ не устанавливает каких-либо ограничений в отношении лиц, которые вправе принять на себя функции платежного агента (за исключением приведенных выше требований, которые необходимо соблюдать платежным агентам), можно предположить, что как в роли оператора, так и в роли платежного субагента вправе выступить любое юридическое лицо, по договору о приеме платежей физических лиц, заключенному с управляющей организацией, а в роли платежного субагента может выступить любое лицо, имеющее собственные кассы или платежные терминалы и заключившее договор о приеме платежей физических лиц с управляющей организацией.

Начальник отдела по юридическим и кадровым вопросам
Нестерова Марина Владимировна
тел.: 30-54-83

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Вам необходимо зарегистрироваться, чтобы оставлять свои отзывы на сайте.

Опрос

Как Вы оцениваете работу РКЦ?
Отлично - 9.8%
Хорошо - 12.2%
Удовлетворительно - 68.4%
Мне не важно - 9.6%

Всего голосов: 912