Вторник, 22 Августа 2017

Вопрос: В жилом доме не создано ТСЖ, однако жильцы собирают деньги на домофон, который установлен на входной двери. Старший по подъезду собранные средства передает компании, которая обслуживает домофон. Кто может предъявить претензии компании по обслуживанию домофона?

Ответ: Претензии к компании может предъявить собственник квартиры, заключивший с ней договор на обслуживание домофона.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в нем. Поскольку домофон обеспечивает доступ к общему имуществу (п. 1 ст. 36 ЖК РФ), плата за его установку и обслуживание относится к таким расходам.

Надлежащее содержание общего имущества относится к сфере управления многоквартирным домом (п. 1 ст. 161 ЖК РФ).

При этом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом (п. 2 ст. 161 ЖК РФ):

- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

- управление товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ) либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

- управление управляющей организацией.

Следовательно, договор на обслуживание домофона вправе заключить управляющая организация или ТСЖ (в зависимости от того, какой способ управления домом избрали собственники).

Из вопроса следует, что ТСЖ в доме создано не было. Следовательно, им управляет либо управляющая организация (ЖЭУ, ДЕЗ и т.п.), либо непосредственно собственники помещений.

Как правило, если в доме отсутствует ТСЖ, - им управляет управляющая организация. Она же и заключает договор на домофонное обслуживание. В ряде муниципальных образований обязанность управляющей организации заключать договор на установку и обслуживание домофона с согласия общего собрания жильцов дома прямо предусмотрена муниципальными нормативно-правовыми актами (см., например, Порядок организации работ по установке и обслуживанию автоматических запирающих устройств, домофонов, утв. распоряжением премьера правительства Москвы от 12.08.1997 N 872-РП, Постановление мэра города Тынды от 09.09.2005 N 1418 "О порядке организации работ по установке и обслуживанию запирающих устройств, домофонов").

Также имеются акты органов местного самоуправления, в которых заключение договоров на установку и обслуживание домофонов вменяется в обязанность управляющей организации независимо от того, принималось ли соответствующее решение собственниками жилых помещений (п. 2 Постановления главы г. Щербинки Московской области от 21.12.2004 N 1044). В перечисленных случаях в договорных отношениях с домофонной компанией состоит управляющая организация. Она же вправе собирать с собственников квартир необходимые для обслуживания домофона платежи и предъявлять претензии компании по качеству ее услуг.

Однако в вопросе также сказано, что старший по подъезду передает собранные деньги не в управляющую организацию, а непосредственно в компанию, обслуживающую домофон. Отсюда можно сделать вывод, что договор с компанией, которая занимается домофонным обслуживанием, заключала не управляющая организация.

На практике иногда встречаются случаи, когда один из собственников квартир по своей инициативе несет дополнительные расходы на содержание общего имущества, а затем собирает с остальных жильцов компенсирующие его собственные затраты суммы.

Возможно, в данном случае один из жильцов (старший по подъезду) заключил от своего имени договор с домофонной компанией. В таком случае именно он вправе предъявить ей претензии по обслуживанию.

В случае если домофонная компания заключала договоры с каждым из собственников квартир, любой из этих граждан вправе предъявить к ней претензии.


А.Н.Максимов

К.ю.н.,

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Вам необходимо зарегистрироваться, чтобы оставлять свои отзывы на сайте.

Опрос

Как Вы оцениваете работу РКЦ?
Отлично - 9.8%
Хорошо - 12.2%
Удовлетворительно - 68.4%
Мне не важно - 9.6%

Всего голосов: 912