Среда, 13 Декабря 2017

Вопрос: Девять человек (три семьи - все родственники: пятеро взрослых и четверо детей (два школьного и два дошкольного возраста) проживают в трехкомнатной неблагоустроенной квартире по соцнайму (комнаты площадью 15,6, 17,8 и 11,4 кв. м). Наша мать и все мы стоим в очереди на улучшение жилищных условий более 20 лет. Наш восьмиквартирный дом признали непригодным для проживания и решили сносить, а нас расселить. В связи с этим ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.

1. Могут ли местные власти предоставить нам отдельные квартиры?

2. Нам предлагают одну трехкомнатную квартиру на всех, причем комнаты по размеру меньше, хотя общая площадь квартиры немного больше, чем наша нынешняя. Правомерно ли это, или можно требовать, чтобы комнаты были по площади не меньше, чем сейчас?

3. Нас уговаривают срочно встать на субсидию, а в Интернете мы прочли, что муниципалитет может воспользоваться этой субсидией и купить квартиру на всех, а нас снять с очереди на жилье. Насколько эта информация верна?

Ответ:

Для начала необходимо отметить, что понятие "непригодное для проживания" применяется только к жилым помещениям - жилым домам, квартирам и комнатам, но не к многоквартирным домам. В ряде случаев факт признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу влечет автоматическое (в силу закона) признание жилых помещений в нем непригодными для постоянного проживания (п. 1 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47).

Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для постоянного проживания по причине признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (п. 34 Положения).

Согласно статьям 86, 87 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, или жилое помещение признано непригодным для проживания, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. В то же время если граждане, выселяемые из указанных помещений, состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, ситуация складывается иным образом. Этой категории граждан другие жилые помещения должны предоставляться, во-первых, вне очереди (подп. 1 п. 2 ст. 57 ЖК РФ), а во-вторых, по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) и общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (п. 5 ст. 57 ЖК РФ).

Однако предоставить вне очереди жилье проживающим в аварийных домах гражданам по нормам предоставления, а также с учетом разнополости граждан и права на дополнительную площадь в современных условиях практически невозможно (скорее всего, именно по этой причине люди стоят в очереди более 20 лет). В этой связи предлагаемый муниципалитетом вариант предоставления жилья согласно ст. ст. 86, 89 ЖК РФ в описанном случае более приемлем по следующим причинам.

Статья 89 ЖК РФ закрепляет, что предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Говоря о требованиях, которым должно отвечать предоставляемое жилое помещение, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 58 ЖК РФ при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.

В силу ч. 2 ст. 89 ЖК РФ, "если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире".

Таким образом, в основу переселения из аварийного и ветхого жилья положен принцип равнозначности. Следовательно, если ранее занимаемое жилье было квартирой (то есть ордер был выдан на квартиру), то нанимателю и членам его семьи должна быть предоставлена квартира, состоящая из того же числа комнат, что и ранее занимаемая. Если же прежнее жилое помещение было комнатой (ордер выдан каждой семье на отдельные комнаты площадью 15,6 кв. м, 17,8 кв. м и 11,4 кв. м) - соответственно, комната. Поэтому мнение автора вопроса о том, что в случае переселения по ст. ст. 86, 89 ЖК РФ муниципалитет обязан предоставить каждой семье отдельную квартиру, ошибочно.

К сожалению, из текста вопроса не совсем ясно, на какое жилое помещение заключен договор социального найма (выдан ордер) - на всю квартиру или на три комнаты по отдельности. Поэтому, если ордера были даны на комнаты, то их площадь на основании положений ст. 89 ЖК РФ не может быть меньше ранее занимаемых. В случае отказа от переселения в предлагаемое нанимателю и членам его семьи помещение вопрос о принудительном выселении решается в судебном порядке.

При ответе на третий вопрос следует отметить, что в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2005 г., утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от 01.03.2006, ВС РФ подчеркнул, что "граждане, которым предоставлено другое равнозначное жилое помещение (в связи со сносом дома), сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если у них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ)".

Другими словами, нельзя рассматривать снос многоквартирного дома как основание для выселения из жилого помещения с целью улучшения жилищных условий, поэтому правовое положение граждан, состоящих на учете, не изменяется: с очереди они не снимаются и не теряют права на получение субсидии на приобретение жилья. В настоящее время государство предоставляет достаточно большое количество различных субсидий на приобретение жилья, в том числе и субсидии очередникам.

В любом случае денежные средства, перечисляемые в качестве субсидии на отдельный именной счет, могут быть использованы исключительно их получателями, а не органами местного самоуправления (муниципалитетами), поэтому полученная автором вопроса из Интернета информация относительно использования субсидии неверна.

В случае нарушения органами местного самоуправления жилищных прав рекомендую незамедлительно обратиться с соответствующим заявлением в прокуратуру или в районный суд по месту жительства.

Комментарии   

 
+2 #1 Guest 13.04.2011 15:08
Почему в квитанции за январь в графе содерж. и ремонт жилья сумма 1340, а за февраль- 1399, при том, что тариф не изменился?
 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Вам необходимо зарегистрироваться, чтобы оставлять свои отзывы на сайте.

Опрос

Как Вы оцениваете работу РКЦ?
Отлично - 9.8%
Хорошо - 12.2%
Удовлетворительно - 68.4%
Мне не важно - 9.6%

Всего голосов: 912