Пятница, 20 Октября 2017

Вопрос: А. был вселен в комнату в общежитии на условиях договора найма койко-места. В 2008 г. данное общежитие было передано с баланса государственного предприятия в ведение муниципального образования. В 2009 г. А. обратился в орган местного самоуправления с заявлением о приватизации комнаты, в которой проживал. Ему было отказано в этом со ссылкой на то, что право пользования комнатой он не приобрел. Правомерен ли отказ?

Ответ: Отказ неправомерен, если А. фактически пользовался помещением; проживал в нем на 23.01.2005; это помещение не было предоставлено в пользование нескольких лиц.

Обоснование: Граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных законодательством. Это установлено ч. 1 ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон N 1541-1). Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 1541-1 не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения. Исключением являются служебные помещения жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

К отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и были переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Это предусмотрено ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон).

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, граждане, которые занимают изолированные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона N 1541-1 (см., например, Определения Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 5-В09-142, Московского городского суда от 14.09.2010 по делу N 33-28605/2010, Московского областного суда от 14.10.2010 по делу N 33-19833, Свердловского областного суда от 10.10.2006 по делу N 33-7128/2006).

В рассматриваемой ситуации указанный дом утратил статус общежития в силу закона. Статья 7 Вводного закона предусматривает применение норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений. Следовательно, граждане, занимавшие часть жилого помещения на условиях койко-места, также приобретают право пользования им на условиях договора социального найма.

В этой связи гражданам, проживающим на момент вступления в силу ст. 7 Вводного закона (т.е. 23.01.2005) в таком жилом помещении на условиях койко-места, должно передаваться в пользование изолированное жилое помещение в целом, и с ними должен заключаться один договор социального найма как с сонанимателями.

Жилые помещения, переданные в пользование таким гражданам по договору социального найма, подлежат последующей приватизации на основании Закона N 1541-1 в равных долях при условии согласия каждого из них на получение жилья в собственность.

Гражданину, фактически пользовавшемуся всем жилым помещением (комнатой) в доме, являвшемся общежитием, и проживавшему в нем на момент вступления в силу ст. 7 указанного Вводного закона, также не может быть отказано в заключении договора социального найма на все изолированное жилое помещение. Однако должны быть одновременно соблюдены следующие условия: это жилое помещение на 23.01.2005 не должно быть предоставлено в пользование нескольких лиц либо право пользования этим помещением других лиц должно прекратиться по основаниям, предусмотренным законом (см. Определения Верховного Суда РФ от 28.07.2009 N 77-В09-5, Московского городского суда от 21.09.2010 по делу N 33-29360, Рязанского областного суда от 02.06.2010 N 33-965, Обзор судебной практики по гражданским делам за июль 2010 года, подготовленный Белгородским областным судом).

Как видно из приведенной правовой позиции Верховного Суда РФ и нижестоящих судов общей юрисдикции, если гражданин по документам занимал лишь часть жилого помещения, так называемое койко-место, в общежитии, но по факту использовал изолированное помещение, которое может выступать предметом договора социального найма (см. ч. 2 ст. 62 ЖК РФ), то ему предоставлено право на приватизацию такого помещения.


В.Б.Бойкова

Директор,

ООО "Юридический департамент"

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Вам необходимо зарегистрироваться, чтобы оставлять свои отзывы на сайте.

Опрос

Как Вы оцениваете работу РКЦ?
Отлично - 9.8%
Хорошо - 12.2%
Удовлетворительно - 68.4%
Мне не важно - 9.6%

Всего голосов: 912